Право как основа …
Νόμος ως βάση ... ( греч.)

Шпаргалка юриста <<
>>

Непосредственная и представительная демократия.

Демократия - народовластие, которое осуществляется посредствам друх форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда ее название - непосредственная, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, схооды и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Некоторые из них - выборы, референдумы - четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами) носят (обязательный) императивный характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии, их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К сильной сторонам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с институтами представительной демократии) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большой мере обеспечивает полную легитимацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.
К недостаткам часто относят следующие: отсутствие стойкого желания у большинства населения участвовать в политическом процессе, сложность и дороговизна проводимых "прямодемократических" мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
К сильным сторонам представительной демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом, и т.п.

К недостаткам часто относят следующие: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителй от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лобистов и т.д.
................................













Гражданское общество, структура, признаки.

Гражданское общество выступает условием подлинной демократии и эффективной рыночной экономики.

В идеале гражданское общество никто не строит, они развиваются самостоятельно.
У возникающих сегодня демократий нет времени, средств, чтобы ждать пока это случится само собою. Необходима какая-то намеренность, необходимо строить назависимые организации и институты, как промежуточное звено между правительством и индивидом.
Мелкие предприятия тоже часть гражданского общества, поэтому важно обеспечить юридическую и финансовую помощь при их создании.
Важный элемент гражданского общества - средства массовой информации.
Гражданское общество такой союз людей, который исторически отстаивали свои естественные неотъемлемые, неотчуждаемые права.
Гражданское общество в лице политических партий, религиозных, общественных организаций призвано выражать и защищать как групповые, так и индивидуальные интересы и права.

Человек может реализовать свою гражданскую свободу поведения в высказывании мнения, позиции, в участии в митинге, демонстрации, существовании партий, газет, радиостанций.
Особенность гражданского общества не в отстраненности от политики, но в разграничении государственной политики и политики политических партий, в возможности существования официальной позиции и независимой (СМИ).
Самостоятельность и свобода заключается не только в экономической, но и духовной самостоятельности.

Развитое гражданское общество с классической моделью сильной многопартийности характеризуется доминированием партийных элит, присутствием в политике "заинтересованных групп" самого разнообразного характера.

Группами давления надо считать объединение групп (в том числе фракции элиты), которые добиваются в рамках функционирования политической системы удовлетворения своих потребностей и интересов (деловых, ведомственных, местных). Эти группы, необразующие партии, добиваются реализации своих целей с помощью лобирования, т.е. непосредственного воздействия на членов законодательной власти. Иногда лоббисты добиваются избрания в законодательный орган.

Другими словами в человеческом обществе взаимоперплетаются разнообразные интересы и сферы жизнидеятельности. Последние образуют самостоятельные системы, каждой из которых присущи собственные характеристики: производственная (экономико-хозяйственная), обеспечивающая материальные потребности; политическая, служащая средством реализации всех сфер жизнидеятельности (включая и нижеследующие); социальная и духовная, образующие в совокупности гражданское общество.

А. де Токвилю принадлежит мысль о том, что гражданское общество зиждется на сознательной способности индивидов к объединению. Взаимодействуя на этой основе между собой как независимые друг от друга государства, они обеспечивают воспроизводство и передачу грядущим поколениям социальных и духовных ценностей.
Вот почему с гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и др. институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобще социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через институты, являющиеся компонентами гражданского общества, такие как профсоюзы, семья, церковь, элитарные группы, клубы избирателей, культурные объединения, научные ассоциации, СМИ и др.

Как следствие, ряд институтов является одновременно составными частями гражданского общества и государства. Таковы политические партии и организации, выполняющие роль связующего звена между ними, разграничивая их сферы действия, политические партии трансформируют многообразные интересы отдельных граждан (социальных слоев, заинтересованных групп) в единственный политический интерес и обеспечивают из участие в политической жизни.

Признаки гражданского общества:
1.многоукладность экономики;
2.правовое государство;
3.обеспечение прав и свобод человека;
4.легитимность и демократичность власти;
5.социальная политика государства;
6.самоуправляемость;
7.информированность.
................................


Юридическая практика.


Юридическая практика - деятельность компетентных субъектов по принятию (толкование, применение) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Существуют три точки зрения:

1.юридическая практика - юридическая деятельность;

2.юридическая практика - социально-правовой опыт;

3.юридическая практика - юридическая деятельность с социально-правовым опытом.

Признаки юридической практики:

1.строится на основе норм права;

2.представляет собой составную часть правовую культуру общества;

3.интегрирует соотвествующие юридические последствия.

Структура юридической практики:

1.юридическая деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действия.

2.социально-правовой опыт (статистическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т.е. достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирущие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.

Виды юридической практики:

1.в зависимости от характеристики, способа преобразования общественных отношений юридическая практика бывает:

а)правотворческая - процесс правотворческой практики, т.е. формируются нормативно - правовые способы (нормы, принципы и т.п.) воздействия на общественную жизнь;

б)правоприменительная (правореализационная) - она представляет собой единство властной деятельности компетентных органов, направленной на вынесение индивидуально - конкретных предписаний, и выработанного в ходе такой деятельности правового опыта;

в)интерпретационная - ее суть выражается в формулируемых правовых разъяснениях и правоположениях;

г)распорядительная - она складывается из распорядительной деятельности управомоченных на то субъектов и накопленного в процессе этой деятельности юридического опыта.

2.в зависимости от субъектов:

а)законодательная;

б)исполнительная;

в)судебная;

г)следственная;

д)нотариальная;

3.в зависимости от функций практики:

а)регулятивная;

б)охранительная.
Рейтинг@Mail.ru